Программа "Школа молодого воспитателя в ДОО"
«Со мной работали десятки молодых педагогов, я убедился, что как бы человек успешно не кончил педагогический вуз, как бы не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом, я сам учился у более старых педагогов…»
А.С. Макаренко
Актуальность:
Дошкольное образовательное учреждение предоставляет образовательные услуги – помощь главной ячейки общества – семье, в воспитании и развитии ребёнка– дошкольника.
Для эффективной организации образовательного процесса в дошкольном учреждении необходима высокая профессиональная компетентность педагогов. Пройдя через разные формы методической работы, воспитатели не только повышают профессиональный уровень, для них становиться потребностью узнать, что – то новое, научиться делать то, что они ещё не умеют.
Методическая работа – часть целостной системы непрерывного образования, направленная на углубление, актуализацию знаний, умений и навыков педагогов, основанных на достижениях науки и передового педагогического опыта, способствующих повышению профессионального мастерства, на формирование коллектива единомышленников, развитие творческого потенциала, необходимого для качественной образовательной работы в ДОО.
Именно поэтому акцент нами сделан на профессиональное становление, эффективную работу и создание условий, побуждающих к такой работе молодых педагогов.
Наша деятельность строится по принципу партнёрского сотрудничества, мы стремимся всё шире использовать активные формы методической работы: деловые и ролевые игры, круглый дискуссионный стол, психолого – педагогические тренинги и другое.
Проведенный анализ качественного состава воспитателей ДОО показал, что в 2019 – 2020 учебном году 37,5% - от общего числа педагогов составляют молодые педагоги, 3 воспитателя - молодые специалисты.
Молодые специалисты, поступающие в дошкольные учреждения, часто испытывают потребность в общении, более глубоком знании психологии дошкольников, методик дошкольного воспитания, освоению ими новых педагогических технологий.
Если вовремя не помочь и не поддержать молодого педагога в такой ситуации, а просто «отпустить в свободное плавание», то после первых недель душевного подъёма и эйфории, неминуемо начнутся конфликты: у него могут появиться сомнения в собственной самостоятельности, как в профессиональной, так и в личностной.
Также особенностью труда, начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма.
Цель: Повышение профессионального мастерства молодых педагогов по вопросу организации психолого-педагогической работы с воспитанниками.
Задачи:
- Обеспечить наиболее легкой адаптации молодых специалистов в коллективе, в процессе адаптации поддержать педагога эмоционально, укрепить веру педагога в себя.
- Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения ими профессиональными знаниями;
- Приобщать молодых специалистов к корпоративной культуре учреждения, объединять вокруг традиций ДОО.
Прогнозируемые результаты:
По итогам данной работы воспитатели приобретут ряд профессиональных умений:
- аналитические умения, позволяющие проводить анализ выполняемых в педагогическом взаимодействии с ребенком требований, оценивать данные требования;
- умение применять психолого-педагогические знания в воспитательно-образовательной работе с ребенком;
- умение планировать, подготавливать и осуществлять процесс воспитательно-образовательной работы с ребенком;
- умение анализировать индивидуальные качества ребенка, под руководством специалиста осуществлять педагогическую диагностику, психологический анализ индивидуальных особенностей ребенка и организовывать психолого-педагогическую поддержку развития ребенка;
- прогностические умения, позволяющие учитывать специфику индивидуальности ребенка в воспитательно-образовательном процессе;
- умение анализировать развивающую среду в дошкольном образовательном учреждении и создавать эстетически грамотно организованную и психологически комфортную развивающуюся среду в нем;
- умение использовать современные инновационные технологии в образовательно-воспитательном взаимодействии с ребенком и др.
План-график работы с молодыми воспитателями
на 2020 -2021 учебный год
Содержание деятельности |
Ответственный |
Август |
|
Организационные мероприятия: собеседование с молодыми специалистами; анкетирование; выбор и назначение наставников |
Заместитель заведующего по ВМР, ст. воспитатель |
Разработка и утверждение плана работы «Школы молодого воспитателя» на 2020-2021 учебный год |
Заместитель заведующего по ВМР, ст. воспитатель |
Составление памятки для молодых специалистов |
Заместитель заведующего по ВМР, ст. воспитатель |
Практикум на тему: «Аннотация программ и технологий, используемых в ДОО» Последний четверг месяца встречи: «Познай себя» и консультации по запросу |
Заместитель заведующего по ВМР, ст. воспитатель |
Сентябрь |
|
Консультация: «Особенности организации режимных моментов в разных возрастных группах» |
Заместитель заведующего по ВМР, ст. воспитатель |
Круглый стол на тему: «С утра до вечера» (планирование разных видов деятельности в течение дня) |
Заместитель заведующего по ВМР, ст. воспитатель |
Тренинг «Найди ошибку» (на развитие умения анализировать подготовку и организацию различных видов образовательной деятельности») |
Заместитель заведующего по ВМР, ст. воспитатель |
Октябрь |
|
Консультация: «Современные подходы к планированию образовательной деятельности дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС ДО» |
Заместитель заведующего по ВМР, ст. воспитатель |
Консультация «Возрастные особенности развития детей. Ознакомление молодых педагогов с возрастной периодизацией ребёнка дошкольного возраста» |
Заместитель заведующего по ВМР, ст. воспитатель |
Выбор темы по самообразованию |
Заместитель заведующего по ВМР, ст. воспитатель |
Тренинговые занятия для снятия тревожности |
Педагог-психолог |
Ноябрь |
|
Изучение методических разработок «Как подготовить конспект НОД» |
Заместитель заведующего по УВР, ст. воспитатель |
Участие в семинаре – практикуме, помощь в подготовке выступлений |
Заместитель заведующего по УВР, ст. воспитатель |
Изучение методических разработок «Методика проведения родительского собрания» |
Заместитель заведующего по ВМР, ст. воспитатель |
Тренинг «Искусство говорить» |
Учитель-логопед |
Декабрь |
|
Консультация «Как правильно написать статью или оформить опыт» |
Заместитель заведующего по ВМР, ст. воспитатель |
Консультация: «Особенности и формы организации работы с родителями» |
Заместитель заведующего по ВМР, ст. воспитатель |
Взаимопосещение новогодних утренников, анализ мероприятий |
Муз. руководитель |
Январь |
|
Консультация «Взаимодействие с родителями детей» |
Заместитель заведующего по ВМР, ст. воспитатель |
Изучение памяток «Самоанализ занятия», «Виды самоанализа» |
Заместитель заведующего по ВМР, ст. воспитатель |
Февраль |
|
Практикум на тему: «Организация предметно-пространственной среды в группе» |
Заместитель заведующего по ВМР, ст. воспитатель |
Лекция «Структура и содержание портфолио» |
Заместитель заведующего по ВМР, ст. воспитатель |
Участие в педагогическом совете «Аукцион педагогических идей» по требованиям к предметно-пространственной среде ДОО в соответствии с ФГОС ДО |
Заместитель заведующего по ВМР, ст. воспитатель |
Март |
|
Посещение НОД опытных педагогов, анализ НОД |
Заместитель заведующего по ВМР, ст. воспитатель |
Презентация по теме самообразования |
Заместитель заведующего по ВМР, ст. воспитатель |
Апрель |
|
Дискуссия «Трудная ситуация на занятие и ваш выход из нее» |
Заместитель заведующего по ВМР, ст. воспитатель |
Тренинг «Твое оригинальное начало НОД» |
Наставники |
Май |
|
Практикум «Проведение педагогической диагностики» |
Заместитель заведующего по ВМР, ст. воспитатель, наставники |
Подведение итогов работы « Школы молодого воспитателя» |
Заместитель заведующего по ВМР, ст. воспитатель, наставники |
Список литература.
- Белая, К.Ю. Методическая работа в ДОУ [Текст]: Анализ, планирование, формы и методы / К.Ю. Белая – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 289 с.
- Вершинина, Н.Б. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду [Текст]: справочно-методические материалы / Н.Б. Вершинина, Т.И. Суханова – Волгоград: Учитель, 2008. – 198 с.
- Виноградова, Н.А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ [Текст] / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева – М.: АЙРИС ПРЕСС, 2007. – 176 с.
- Волобуева, Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами [Текст] / Л.М. Волобуева – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 231 с.
- Микляева, Н.В. Инновации в детском саду [Текст] / Н.В. Микляева– М.: АЙРИС ПРЕСС, 2008.